highskyman (highskyman) wrote,
highskyman
highskyman

Ревью на этот фильм

Что-то получилось.

_______________________________________________________________________________________________

Сложно поддаётся объяснению то обстоятельство, что самые простые слова, хуже бедных родственников, совсем не просятся на критику картины. Естественная реакция человека на, буквально, пережитое при просмотре Children of Men – это либо несдержанность, сопровождаемая восклицаниями (в том числе и нецензурными), либо оцепенелое молчание. Оставим разговор о психических процессах и культуре в стороне, в любом случае, это красноречивое свидетельство того, какие настроения вызывает картина. Сил хватит разве что на какой-то лепет, банальный и бессмысленный.

Действие фильма разворачивается в недалёком будущем. Вся как бы интрига раскрывается на первой-второй минуте экранного времени. Запруженная обывателями закусочная прильнула к телевизионному экрану, вещающему о смерти какого-то восемнадцатилетнего юноши, самого молодого представителя людского рода; плачущие глаза внимают видео-зарисовкам с участием детей – это женщины на своих рабочих метах… Необъяснимый факт общечеловеческой трагедии: по естественной, но неизвестной причине на свет просто перестали появляться дети. Спойлер?
Из этого не делает тайны даже официальный постер. Потому как иное в фокусе картины – драма человеческая, лишь оттеняемая панмировым фиаско, которое со временем утрачивает свою резкость и теряет всякий смысл, будучи отброшено на задворки внимания. Порассуждать, скажем, о «будущем человечества», «социальных проблемах», или о том, «что режиссёр хотел этим сказать» и прочей, и прочей поначалу вряд ли будут расположены даже очень охочие на то умы, неожиданно ставшие свидетелями одной без дураков ошеломляющей сцены.

2027 год. Действие разворачивается в Англии, единственной в мире стране, где гипертрофированные массовые беспорядки могут быть обузданы силами военных (разве можно ожидать иного социального сценария?), стране, закрывшей границы и публично объявившей чужестранцев врагом государства. Но как бы скучно и банально это ни звучало, быстро погружаешься в пугающе реалистичный городской пейзаж, до боли схожий с современным в какой-нибудь «горячей точке», раздираемой междоусобицами. Будущее как будто не пришло, люди доживают настоящее, наравне с видимой инфраструктурой. Футуристический сюжетный автомобиль, причудливые геджеты – атрибуты времени – такие угрюмые на фоне всеобщего полураспада – и материального, и духовного. А вообще, атмосфера под пасмурным небом Туманного Альбиона в фильме особая. И как поразительны в своей естественности парочка идиллических пейзажей и безмятежность домашнего уюта в убежище – лесной хижине.

В картине наличествует сюжет, незамысловатый, по большому счёту; время, место, характер действа обязаны указать на её жанровую принадлежность. Как вы догадались, содержание не имеет ничего общего с доброй сказкой, но куда важнее не «что», а «как», и форма решает всё. Особое, авторское, видение отпечаталось в каждом кадре, пронизывает буквально всё сущее. Этому кинематографическому эфиру чужды очень многие понятия, и картина во всей полноте может развеять любые жанровые предрассудки.

К процессу съёмок Emmanuel Lubezki и Alfonso Cuarón подошли мало сказать творчески. Без вычурности и крутых экспериментальных извивов маститый оператор демонстрирует своё точное и безупречное искусство (был претендентом на Оскар, между прочим). Динамический монтаж с присущей ему калейдоскопической сменой планов, наверное, уже не эталон зрелищности. Он уступил место «длинному», с нечастыми монтажными склейками, действию, запечатлённому на ручную камеру. Она же на одном дыхании вместе с главным героем проделает путь через ад наяву – в безумно зрелищной и одновременно душераздирающей сцене, умудряющейся ещё и достигать эффекта интерактивности получше любого 3D-шутера. Антураж и его множественные подробности реалистичны, словно в cinema verite, и всегда предельно выразительны в художественном, кинематографическом плане. Максимально приближённая к зрителю, перед нами картина-ловушка для мысленного взора: затянув в себя, она даст ему полный простор, не оставив недоговорённостей. Конечно, при желании зрителя принять правила игры.

Актёры великолепны. Это, во-первых, обаятельный и смешливый персонаж Майкла Кейна. Своей жизненной позицией, не только через отменные хохмы, он вносит порцию здорового смеха, жизненно необходимого в безумном мире варваров. Но Тео, герой Клайва Оуэна, – это живая икона и сразу пол фильма, ни дать, ни взять! Камера, конечно, часто отвлекается, отлучается ненадолго от героя (а в фильме есть на что), но не случайно почти всё остальное время она рядом – покоится, бредёт, бежит… Разочарованный и апатичный, волей экранной судьбы он может спасти две самые ценные жизни, и превратится в ангела-спасителя в человеческой плоти. Если опуститься с небес пафоса и метафоры на грешную землю, то можно назвать это раскрытием характера редкого психологического типа. Полный доверху убедительности, герой Клайва Оуэна будет творить чудеса: в адской перестрелке – без оружия, в безвыходной ситуации – без сюжетного костыля. Только такой типаж способен на подобные поступки, единственно правильные в хаосе, оставаясь человеком в безумных нечеловеческих ситуациях, и достоин невиданного везения. Хотя о каких чудесах, каком везении может идти речь, когда в любой миг может наступить непоправимое? Кто его нарисовал, кто этот Художник?

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments